Как в старой сказке: что носили героини любимых романов?

Кисея, муслин, дымка, бареж – эти названия тканей давно остались в прошлом. А когда-то из них шили самые прекрасные платья. Сейчас мы можем узнать о них разве что со страниц романов.

«Новое зеленое в цветочек платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с зелеными сафьяновыми туфельками без каблуков, только что привезенными ей отцом из Атланты». (Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром»).

Одна из главных модниц в мире литературы, Скарлетт О’Хара, в начале романа носит пышные и легкие платья из муслина, подходящие для жаркой апрельской погоды Американского Юга.

Война еще не началась. Можно думать только о нарядах и поклонниках

Муслин – это тонкая хлопчатобумажная ткань, которую начали делать в Ираке. С Ближнего Востока эта легкая материя попала сначала в Европу, а затем и в Америку. Климат южных штатов благоприятен для выращивания хлопка – основного сырья для муслина, но его можно делать и из шелка, и из шерсти. Минимальное воздействие на хлопковое волокно при обработке муслина делало эту ткань мягкой и воздухопроницаемой. Кстати, чтобы сшить пышное платье Скарлетт, потребовалось 12 ярдов (почти 11 метров) ткани – муслин не только тонкий, но и рыхлый по структуре. Сейчас его вытеснили более прочные современные натуральные ткани.

Не менее знаменит и другой наряд Скарлетт – зеленое бархатное платье, сшитое из портьер в тяжелые послевоенные дни.

«Тускло-зеленый бархат выгодно оттенял глаза, и они казались удивительно яркими, почти как изумруды. Платье было тоже несравненной красоты — оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно». (Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром»).

В наше время в редком доме можно увидеть бархатные шторы, да еще с атласной подкладкой (а в книге Скарлетт и ее пустила в дело, сшив себе новую нижнюю юбку).

Война и нужда лишили Скарлетт нарядов, но не сломили ее дух

Бархат – поистине королевская ткань: тяжелая и плотная, переливающаяся на свету, очень сложная и дорогая в изготовлении. Секрет мягкого и блестящего ворса бархата в том, что при производстве в его основу добавляют нити, которые затем разрезаются. Позже для удешевления в шелковую основу бархата стали добавлять хлопок и шерсть. В наши дни настоящий бархат из-за своей дороговизны уступил место более простым материям: вельвету и велюру.

Носила бархат и Анна Каренина, героиня романа Льва Толстого.

«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью». (Лев Толстой, «Анна Каренина»).

Лев Толстой во всех подробностях описывал наряды своих любимых героинь. Ведь первый бал для девушки позапрошлого века был важнейшим событием.

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. На графине должно было быть бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже». (Лев Толстой, «Война и мир»).

Белое дымковое платье на розовом чехле и роза в волосах: идеальный образ для первого бала

Тюль и дымка – это тонкие ткани особого переплетения, которое делало их полупрозрачными. Дымку еще и украшали вышивкой. Если сейчас тюлевую ткань производят из синтетического волокна, то в 19 веке ее делали из шелка, поэтому сшить платье из такой ткани могла себе позволить только дама из высшего общества. А еще разновидность тонкой и полупрозрачной ткани для бальных платьев – кисея. Ироничное выражение «кисейная барышня» появилось позже, а в начала 19 века кисея – это материя с неплотно переплетенными нитями. Во времена, когда полиэстер и нейлон еще не изобрели, такой способ плетения позволял изготавливать полупрозрачную и воздушную ткань для дамских туалетов из хлопка. В наше время кисеей иногда называют нитяные шторы.

Иногда одна и та же ткань может быть совершенно разной, в зависимости от того, из какой основы ее сделали.

«После обеда дамы разошлись по комнатам переодеться к балу. У Эммы туалет был обдуман до мелочей, точно у актрисы перед дебютом. Причесавшись, как ей советовал парикмахер, она надела барежевое платье, которое было разложено на постели». (Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари»).

«Госпожа Бовари» – роман о том, как трудно смириться с обыденностью жизни

Вряд ли многие сейчас могут понять, что такое барежевое платье. Но за загадочным названием скрывается обычное домотканное полотно, которое изготовляли в местечке Бареж на юге Франции. Правда, позже бареж начали ткать из шелка, и такая разновидность материи стоила уже очень недешево. Но героиня Флобера, которую стремление к яркой и блестящей жизни свело в могилу, не была ни богата, ни знатна, и скорее всего автор говорил о простой и легкой хлопчатобумажной материи. Бареж забыт по той же причине, что и муслин: новые технологии обработки хлопка позволяют создавать более совершенные ткани.

Сколько разных видов ткани можно сделать из обычного хлопка? А сколько разных нарядов женщина может сделать «из ничего»? Героиня другого французского классика наряжается в платье, сшитое из перкали.

«В доме не хватало хлеба, и наряжаться ей было нелегко. Но Нана делала настоящие чудеса: она таскала ленты из мастерской и придумывала себе наряды,затасканные платья она украшала бантиками и помпончиками. Летом она торжествовала. По воскресеньям, надев перкалевое платьице ценой в шесть франков, она весь день гуляла по улицам, и о белокурой красотке говорил весь квартал Гут-д’Ор.» (Эмиль Золя, «Западня»).

Это дешевая, но плотная материя, которая хорошо держит форму и не мнется, а слово percale переводится с французского как… «тряпка». Сейчас перкаль используется для пошива наперников и постельного белья, она плотнее, чем поплин и бязь, хотя и не так популярна: из-за способа обработки этот материал плохо пропускает воздух.

Не меньше, чем платье Наташи Ростовой, знаменито другое платье для первого бала – то, которое надела героиня романа «Поющие в терновнике» Мэгги Клири.

«Чуть приталенное, платье из тонкого плотного креп-жоржета схвачено на бедрах поясом из той же материи. Оно матовое, светло-серое с нежным розоватым отливом, — в те годы цвет этот называли «пепел розы»; общими усилиями портниха с Мэгги расшили все платье крохотными розовыми бутонами». (Колин Маккаллоу, «Поющие в терновнике»).

Первый бал Мэгги Клири: розовое платье из креп-жоржета

В первой половине ХХ века еще не научились производить нейлон, и все креповые ткани делались из шелка. Креп – это, строго говоря, вообще не ткань. Это способ переплетения нитей, благодаря которому ткань, хоть и остается тонкой, но приобретает текстуру в мелкий рубчик и выглядит очень нарядно. Креп-жоржет – разновидность креповых тканей, он тонкий, но неэластичный и хорошо держит форму.

Меняются времена, технологии и мода, на смену старинным тканям пришли новые: сатин, атлас, шифон, органза. Но по-прежнему самые лучшие ткани производят из двух натуральных волокон: мягкого нежного хлопка и прочного блестящего шелка.

Источник